biceps-spb.ru

Инновационный проект biceps-spb.ru

Некрофилия
МКБ-10 65.865.8
«Ненависть» (1896) Пьетро Пажетты

Некрофили́я (от др.-греч. νεκρός — «мёртвый» и φιλία — «любовь») — сексуальная девиация, выраженная в половом влечении к трупам, а также сексе с трупами. Может рассматриваться как разновидность фетишизма или как самостоятельное расстройство полового предпочтения.

Содержание

Общие сведения

Некрофилия встречается как среди мужчин, так и среди женщин. Возраст некрофилов также может быть различным, начиная от подросткового и заканчивая пожилым[1].

Эрих Фромм писал, что причиной некрофилии может стать «гнетущая, лишенная радости мрачная атмосфера в семье, сонливость … отсутствие интереса к жизни, стимулов, стремлений и надежд, а также дух разрушения в социальной реальности в целом»[2].

В некоторых источниках некрофилия трактуется как любовь к неодушевленным предметам вообще. Более того, встречаются упоминания о том, что слово изначально имело именно такое значение. Психологически очень близко к некрофилии находится сомнофилия, при которой влечение направлено на лиц, находящихся в бессознательном состоянии (сон, обморок, кома)[3].

Известные случаи некрофилии

Случаи некрофилии описаны в исторических источниках. Греческий историк Геродот упоминает о фактах некрофилии в Древнем Египте, когда бальзамировщики совокуплялись с телами недавно умерших красивых женщин (История 2:89). В одной из книг[источник не указан 144 дня] про царя Ирода указано, что он хранил тело девушки, которую хотел взять в жёны, в меду, и занимался с ней сексом.

Достаточно большое число случаев некрофилии описано Рихардом Крафт-Эбингом, в том числе классический случай сержанта Бертрана, который совершал некрофильные акты сначала с животными, а потом и с трупами людей, как женщин, так и мужчин.

Классификация некрофилии

Джонатан Росман (англ. Jonathan P. Rosman) и Филлип Ресник (англ. Phillip J. Resnick) предлагают следующую классификацию некрофилии[4][5]:

  • Некрофильное убийство.
  • Повторяющиеся некрофильные действия с трупами.
  • Некрофильные фантазии без совершения активных действий.

Указанные авторы считают, что привлекательность контактов с трупами определяется для некрофила отсутствием сопротивления со стороны «партнёра», ненужностью установления эмоционального контакта, возможностью делать «всё, что угодно».

Некрофилия может иметь как гетеро- так и гомо- или бисексуальный характер[6].

Проявления некрофилии

Проявлениями некрофилии (по Г. фон Гентингу) можно считать следующее[7]:

  • Совершение сексуальных действий с трупами.
  • Возникновение полового возбуждения при виде трупа.
  • Влечение к похоронной атрибутике и обрядам,
  • Расчленение трупов и иное надругательство над мёртвыми телами.
  • Стремление видеть или обонять разлагающуюся плоть.

Эрих Фромм выделяет в качестве характерной черты некрофилов стремление к расчленению человеческого тела. Он пишет, что эта тяга может проявляться и в неявном виде:

Я встречал, например, немало людей, у которых эта тяга проявлялась в очень мягкой форме: они любили рисовать на бумаге фигурку обнаженной женщины, а потом отрывать у рисунка руки, ноги, голову и т. д. и играть с этими отдельными частями рисунка. Такая безобидная «игра» на самом деле выполняла очень серьёзную функцию, утоляя страсть к расчленению.

— Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.

Диапазон некрофильных сексуальных практик очень широк и может включать разнообразные действия с трупами помимо половых актов: испражнение на них, расчленение и иное уродование тела, каннибализм, обмазывание трупными жидкостями и т. д.[3]

В настоящее время случаи некрофилии изредка встречаются в моргах и похоронных бюро. Известны также случаи раскапывания могил[5]. Существуют сайты, посвященные данной тематике, например, коллекции фотографий девушек в гробах.

Указывается, что некрофилия нередко приводит к совершению убийств с целью совершения полового акта с трупом убитого человека[8]. Таким образом, достаточно большое число серийных сексуальных убийств носит некрофильский характер.

Также проявлением некрофилии может считаться стремление к совокуплению с умирающим, агонизирующим человеком (например, как результат убийства по сексуальным мотивам)[9].

Некрофилия и закон

Законодательство многих государств предусматривает ответственность за некрофильные действия. Ответственность может устанавливаться как непосредственно за половые контакты с трупами, так и носить более общий характер. Например, Уголовный кодекс РФ в ст. 244 устанавливает ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронения, под которым может пониматься и совершение некрофильных действий.

Некрофилия животных

Некрофилия встречается не только у людей, но и среди наблюдений (и получил за него Игнобелевскую премию по биологии), когда находился в своём офисе в Натуурмюзеум Роттердам. Он услышал ясно различимый звук лёгкого удара птицы о стеклянный фасад здания. При проверке он обнаружил труп самца дикой утки, лежащей в двух метрах от здания. Рядом с мёртвой птицей находилась вторая особь этого вида, начавшая копуляцию с трупом. Акт некрофилии длился около 75 минут, в течение которого, согласно Мёликеру, живая птица дважды прерывалась перед тем, как завершить копулятивное поведение. Мёликер предположил, что во время столкновения со стеклом, обе птицы выполняли обычный паттерн в поведении уток, под названием «rape flight» («изнасилование в полёте»). «После того, как первая особь умерла, другая просто продолжила своё поведение и не получила никакой отрицательной обратной связи. Ну, вообще не получила никакой обратной связи», — заметил Мёликер. Это было первое зафиксированное свидетельство гомосексуальной некрофилии у диких уток. Каннибализм богомола исследует Роже Кайуа. В 18 в. это явление объясняли тем, что самке богомола для формирования яиц требуются белковые вещества, которых ей негде найти в большем количестве, кроме как у особей своего же вида. Рафаэль Дюбуа, ссылаясь на работы Ф. Гольца и А. Бюске, согласно которым лягушка при удалении центров высшей нервной деятельности немедленно принимает позу copula, которая в обычных условиях бывает у нее лишь весной, — высказывает предположение, что самка богомола, обезглавливая самца перед совокуплением, стремится удалить у него тормозящие мозговые центры и тем самым добиться более длительных спазматических движений при половом акте. На нижней ступени развития живых существ, у простейших, один из организмов полностью поглощает другой при половых сношениях; то есть перед нами явление примитивное. Это замечание подкрепляет тезис Кирнана, согласно которому садизм следует рассматривать «как ненормальную форму, которую принимают у человека явления, встречающиеся уже у истоков животной жизни, как пережиток или атавистический возврат к примитивному сексуальному каннибализму»[10].

Некрофилия в мифологии

Некрофилия в современной культуре

Кинематограф

Некрофил / Le Necrophile 2004 -Драма, Ужасы, Короткометражка 00:36:44 Страна: Франция

Литература

Музыка

Примечания

  1. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 143. ISBN 978-5-93004-274-0.
  2. Анатомия человеческой деструктивности.
  3. 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 139. ISBN 978-5-93004-274-0.
  4. Rosman J. P., Resnick P. J. Sexual attraction to corpses: a psychiatric review of necrophilia // Bull. Am. Acad. Psychiatry Law. 1989. Vol. 17, N 2. P. 153—163.
  5. 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 140. ISBN 978-5-93004-274-0.
  6. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 141. ISBN 978-5-93004-274-0.
  7. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 138—139. ISBN 978-5-93004-274-0.
  8. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 138. ISBN 978-5-93004-274-0.
  9. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 136. ISBN 978-5-93004-274-0.
  10. Кайуа Р. Богомол // Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003, с. 62 сл.

Литература

  • Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 136—143. ISBN 978-5-93004-274-0.
  • Сближение Эроса и Смерти в эпоху барокко // Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992, с. 314—321

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Некрофилия
  • Некрофилия как структура сознания