biceps-spb.ru

Инновационный проект biceps-spb.ru

Метки: Любить себя это тоже искусство а вы умеете любить себя, искусство любить 2011 смотреть онлайн, искусство любить дорама актеры, искусство любить высказывания философов.

«Искусство любить» (англ. «The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love») — изданная в 1956 работа психоаналитика и философа-фрейдомарксиста Эриха Фромма, исследующая вопросы духовной сферы человека.

Содержание

Общие сведения

Эрих Фромм так характеризует область интересов психоаналитика: «Аналитик — не теолог или философ и не претендует на то, что компетентен в этих областях; но в качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия и теология — душой человека и ее исцелением»[1].

В то же время сферы интересов самого Эриха Фромма значительно шире. В работах «Бегство от свободы» (1941), «Здоровое общество» (1955), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) и других, Эрих Фромм исследовал различные аспекты взаимоотношений человека и общества[2].

Любовь — это абстракция [3] Карл Маркс критикует ошибочность превращения предиката (то есть абстракции) в субъект. В результате такого действия любовь превращается в Молоха[4]. Эрих Фромм обращает внимание на то, что любовь это абстракция, и «в действительности же существует лишь акт любви»[5][6].

Эрих Фромм указывает на то, что любовь — это не вещь, а процесс, действие, акт. Идиоматические изменения происходящие в языке делают любовь вещью: «у меня огромная любовь к вам». Такое выражение бессмысленно[7]. Можно говорить о любящем человеке, о любви человека и нельзя говорить о человеке любви. «Существительное „любовь“ как некое понятие для обозначения действия „любить“ отрывается от человека как субъекта действия. Любовь превращается в богиню, в идола, на которого человек проецирует свою любовь; в результате этого процесса отчуждения он перестает испытывать любовь, его способность любить находит своё выражение в поклонении „богине любви“. Он перестал быть активным, чувствующим человеком; вместо этого он превратился в отчужденного идолопоклонника»[8].
«Такую же функцию выполняют и некоторые существительные: например, любовь, гордость, ненависть, радость, они создают видимость постоянных, неизменных субстанций, однако за ними не стоит никакая реальность; они только мешают понять то, что мы имеем дело с процессами, происходящими в человеческом существе»[9][10].

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения»[5], то вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её».[11] Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм[12] и всесторонне исследует предмет любви[13].

Любовь по принципу бытия или плодотворная любовь. Такие мировые религии как Буддизм, Иудаизм, Христианство, и ряд других религий и учений посвящены культуре плодотворной любви[14].

Но плодотворная любовь является скорее исключением, чем правилом[15], и это замечание перекликается с библейским «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:14)[16][17].

Для понимания природы любви необходимо понимать природу человека: «Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств; он может адаптироваться к культуре, проникнутой всеобщим недоверием и враждебностью, но он реагирует на такую адаптацию ослаблением своих сил и бесплодностью. Человек может адаптироваться к культурным условиям, требующим подавления сексуальных влечений, но при такой адаптации, как показал Фрейд, у него развиваются невротические симптомы. Человек может адаптироваться почти к любой культурной системе, но в той мере, в какой эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, принуждающие его, в конце концов, к изменению этих условий, так как он не может изменить свою природу»[18][19]. Важное место в учении о природе человека занимает раздел об экзистенциальных и исторических дихотомиях человека[20], о доминанте гуманистической а не авторитарной этики[21][22][23][24].

Только если человек «осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путём полной реализации дара, составляющего его особенность, — дара разума, любви и плодотворного труда»[25][26].

Любовь по принципу обладания или неплодотворная любовь. "Переход от «влюблённости» к иллюзии любви-«обладания» можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, «влюбившихся друг в друга». В период ухаживания оба ещё не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны — поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба ещё не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его. После женитьбы ситуация зачастую коренным образом меняется. Брачный контракт даёт каждой из сторон исключительное право на владение телом, чувствами и вниманием партнёра. Теперь уже нет нужды никого завоевывать, ведь любовь превратилась в нечто такое, чем человек обладает, — в своего рода собственность. Ни тот, ни другой из партнёров уже больше не прилагает усилий для того, чтобы быть привлекательным и вызывать любовь, поэтому оба начинают надоедать друг другу, и в результате красота их исчезает. Оба разочарованы и озадачены. Разве они уже не те люди, которыми были прежде? Не ошиблись ли они?

Как правило, каждый из них пытается отыскать причину подобной перемены в своём партнёре и чувствует себя обманутым. И ни один из них не видит, что теперь они уже не те, какими были в период влюблённости друг в друга; что ошибочное представление, согласно которому любовь можно иметь, привело их к тому, что они перестали любить. Теперь вместо того, чтобы любить друг друга, они довольствуются совместным владением тем, что имеют: деньгами, общественным положением, домом, детьми. Таким образом, в некоторых случаях брак, основывавшийся сначала на любви, превращается в мирное совместное владение собственностью, некую корпорацию, в которой эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и образует нечто целое: «семью».

Когда пара не может преодолеть желания возродить прежнее чувство любви, у того или другого из партнёров может возникнуть иллюзия, будто новый партнёр (или партнёры) способен удовлетворить его жажду. Они чувствуют, что единственное, что им хочется иметь, — это любовь. Однако для них любовь не является выражением их бытия; это богиня, которой они жаждут покоряться. Их любовь неизбежно терпит крах, потому что «любовь — дитя свободы» (как поется в одной старинной французской песенке), и тот, кто был поклонником богини любви, становится в конце концов настолько пассивным, что превращается в унылое, надоедливое существо, утратившее остатки своей прежней привлекательности.

Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнёров и в конечном счете всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнёров, групповой секс и т. д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом «любовников» вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного[27][28]."

Эрих Фромм в своих работах указывает на существование двух противоположных ориентаций характера. «Любовь — это не обязательно отношение к определённому человеку; это установка, ориентация характера, которая задаёт отношение человека к миру вообще, а не только к одному „объекту“ любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь — это не любовь, а симбиотический союз»[29][30][31][32][33].

Типы характера: неплодотворные ориентации

  1. Рецептивная ориентация
  2. Эксплуататорская ориентация
  3. Стяжательская ориентация
  4. Рыночная ориентация

Плодотворная ориентация. [34][35][36][37].

Фактор когнитивности. Кластер когнитивности охватывает такие понятия как «сигнал», «ощущение», «образ», «сознание», «разум»[38].

«Если бы кто-то взялся изучить воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смог бы увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребёнку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя»[39][40].

В противоположность этому «Истории известны случаи, когда в джунглях теряли младенцев, и они вырастали среди зверей. И ни один из найденных детей не смог стать полноценным человеком, не смог влиться в нашу человеческую общность»[41][42][43][44].

Искусство любить

Любовь — зрелый ответ на проблему человеческого существования[45][46][47][48].

I. Является ли любовь искусством?

Большинство людей исходят из предпосылки, что «любовь — божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача»[49], однако проведя исследование природы любви Эрих Фромм показывает, что «любовь — искусство, такое же, как искусство жить»[50], и это искусство требует «знаний и усилий»[49][51].

Фромм в своих работах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он даёт такое определение: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство»[52][53].

Он также исследует мотивацию активности и показывает, что активность бывает двух видов, и активность творца отличается от «пассивной» активности «жертвы»[54].[55].

II. Теория любви.

1. Любовь — ответ на проблему человеческого существования

Человек — это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми.[56]. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос»[57][58].

И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви»[59][60]. Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза — это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм»[61][62]. «Активная форма симбиотического союза — господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм»[63][64]. «Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист — по отношению к собственной судьбе…»[65][66].

«В противоположность симбиотическому союзу любовь — это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»[67][68]."Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний"[69][70].

2. Любовь между родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни — и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать»[71][72]. Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви».

Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения, слиянности. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, — и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая — «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»[73][74].

В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии»[75]. И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

3. Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь — это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви»[29][76], однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь — это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

а. Братская любовь
Братская любовь, Адольф Вильям Бугро

«Наиболее „фундаментальный“ вид любви, составляющий основу всех её типов, — это братская любовь»[77][78]. Под ней разумеется ответственность, забота, «уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“. Братская любовь — это любовь ко всем человеческим существам; её характеризует полное отсутствие предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить своих братьев»[79][80].

«Братская любовь — это любовь между равными; но даже равные не всегда „равны“. Как люди, все мы нуждаемся в помощи. Сегодня я, завтра ты. Но эта потребность не означает, что один всегда беспомощен, а другой всесилен. Беспомощность — это временное явление; умение обходиться собственными силами — устойчивое состояние»[81][82]. «Истинная же любовь начинает проявляться только в отношении тех, кого мы не можем использовать в своих целях»[82][83].

б. Материнская любовь
Любовь матери, Адольф Вильям Бугро

Материнская любовь имеет два аспекта: один — это забота, ответственность, знание и уважение абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребёнка и его биологического роста. «Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка, которая внушает ребёнку любовь к жизни, которая даёт ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле! Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это соответствует простой заботе и утверждению существования. Но Бог вышел за пределы этого минимального требования. Всякий день после творения природы — и человека — Бог говорит: „Это хорошо“. Материнская любовь на этой второй, высшей ступени заставляет ребёнка почувствовать, как хорошо родиться на свет; она внушает ребёнку любовь к жизни, а не только желание существовать»[84][85].

При этом женщина должна быть не только хорошей матерью, но и счастливым человеком.

«Но ребёнок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым человеческим существом. Сама суть материнской любви — забота о росте ребёнка — предполагает желание, чтобы ребёнок отделился от матери. В этом основное её отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были обособлены, становятся едины. В материнской же любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто смириться, а именно хотеть и поощрять отделение ребёнка. Именно на этой стадии материнская любовь возлагает на себя столь трудную миссию, требующую бескорыстности способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие матери оказываются не способны к настоящей любви»[86][87].

«Материнская любовь к растущему ребёнку, любовь, которая ничего не желает для себя, — это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать любит своё дитя в младенчестве»[87][88].

в. Эротическая любовь
Помпео Батони. Диана и Купидон (1761). Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Общим для братской и материнской любви является то, что они по своей сути не ограничиваются одним человеком. Любовь к ребёнку не останавливается на одном моем ребёнке, она распространяется на всех моих детей; более того она распространяется и на всех чужих детей, которые нуждаются в моей помощи. Братская любовь не успокаивается на любви только к одному брату, она распространяется на всех братьев.

Противоположная ситуация с эротической любовью, которая жаждет полного единения, слияния с одним-единственным человеком. Она по своей сути исключительна, а не всеобща.

Эротическая любовь — это самая обманчивая форма любви. Эротическую любовь часто путают с живым, подвижным, бурным переживанием «влюблённости» (романтической любви[89]), когда волшебным образом сокрушаются препятствия, имевшиеся до известного момента между двумя чужими людьми. Но это переживание внезапной близости по самой своей природе кратковременно. Эта ситуация отражена в притче об Адаме и Еве, для которых близость утверждается, прежде всего, через половой контакт, но которые ещё не научились любить друг друга («что вполне понятно хотя бы из того, что Адам оправдывал себя, обвиняя Еву, вместо того чтобы пытаться защитить ее»[90])[91]).

Близость. Но «влюблёнными» за преодоление отчужденности, за близость, также принимаются и гнев, и ненависть, и несдержанность, и детскость, и ребячливость, и разговоры о своей личной жизни, о собственных тревогах и надеждах. «Но во всех этих случаях близость с течением времени имеет тенденцию сходить на нет»[92]. И тогда возникает желание сближения с другим человеком, и история повторяется. Это также связано с обманчивым характером полового желания.

Половое желание. Половое желание жаждет соития, но оно (физическое влечение) основывается не только на желании избавиться от болезненного напряжения. Особенностью полового желания является то, что оно провоцируется, или свободно соединяется с любой другой сильной эмоцией. Оно может быть «нашептано» не только любовью, но и смятением, и обеспокоенностью, и волнением, и одиночеством, и сиротливостью, и тщеславием, и надменностью, и высокомерием, и жаждой покорять и жаждой быть покоренным, потребностью причинять боль и даже унижать. Оно зажигает на непродолжительное время химеру единения, однако без любви «оно оставляет людей такими же чуждыми друг другу, какими они были прежде»[93][94]. Более того, иногда половое желание «заставляет их впоследствии стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что, когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде»[93][94].

Нежность. В тех же случаях, когда физическая близость является следствием любви, то она лишена жадности, потребности покорять или быть покоренным, но исполнена нежности. «Нежность не означает, как думал З.Фрейд, сублимацию полового инстинкта; это прямой результат братской любви, и она присутствует как в физической, так и в нефизической форме любви»[93][95].

Часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви — любовь, основанная на обладании, или эгоизм вдвоем. «Их переживание соединённости — иллюзия. Истинная любовь делает свой выбор, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Она предпочтительна только в том смысле, что я могу соединить себя целиком и прочно лишь с одним человеком. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в отношении эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни, но не в смысле глубокой братской любви»[96][97].

Общее и единичное. Воля и уникальное влечение. Постольку, поскольку все мужчины — часть Адама, а все женщины — часть Евы, то любовь должна быть актом воли, решимостью целиком соединить свою жизнь с жизнью другого человека. Но постольку, поскольку каждый из нас — уникальное, неповторимое существо, то «эротическая любовь требует определённых, в высшей степени индивидуальных элементов, которые наличествуют далеко не у всех людей»[98][99].

Брак. «Верны обе точки зрения — и та, что эротическая любовь — это от начала до конца уникальное влечение двух конкретных людей, и другая, утверждающая: эротическая любовь не что иное, как проявление воли. Или, если выразиться более точно, неверна ни та, ни другая. Мысль о том, что отношения могут быть легко расторгнуты, если они безуспешны, ошибочна точно так же, как и идея, провозглашающая, что отношения не должны быть расторгнуты ни при каких обстоятельствах»[100][101].

г. Любовь к себе

Утверждение, что добродетельно любить других людей («возлюби ближнего, как самого себя») и грешно любить себя, внутренне противоречиво, постольку, поскольку я тоже человек. Любовь — это активная борьба за развитие и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить, и установка на любовь к себе присутствует у всех, кто способен любить других.[102][103].

Напротив эгоист из-за отсутствия созидательности не способен любить других, но точно так же он не способен любить и самого себя.

Эгоизм может проявляться также в форме «неэгоистичности».

«Человек, лишённый эгоизма, „ничего не желает для себя“, „живет только для других“, гордится тем, что не считает себя сколько-нибудь заслуживающим внимания. Его озадачивает, что вопреки своей неэгоистичности он несчастен и его отношения с близкими людьми неудовлетворительны. Анализ показывает, что полное отсутствие эгоизма — один из его признаков, причем зачастую самый главный. У человека парализована способность любить или наслаждаться чем-то, он проникнут враждебностью к жизни; за фасадом неэгоистичности скрыт утонченный, но от этого не менее сильный эгоцентризм. Такого человека можно вылечить, только если признать его неэгоистичность болезненным симптомом и устранить её причину — нехватку созидательности»[104][105].

«Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может любить»[106][107].

д. Любовь к Богу

Основу религиозной формы любви, любви к Богу, также составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения.

В примитивных религиях животное превращается в тотем, на более поздней стадии — это идолы — творение рук человеческих. Позже появляется антропоморфный бог и две тенденции. «Одна исходит из женской или мужской природы Бога, другая отталкивается от уровня достигаемой человеком зрелости, уровня, который определяет природу его богов и природу его любви к ним»[108][109].

Развитие идет дальше и «Бог стал тем, чем он потенциально является в монотеистической теологии, безымянным Единым, чем-то невыразимым, понимаемым как единство, составляющее основу всего феноменального мира, основу всякого существования; Бог стал истиной, любовью, справедливостью. Бог — это я, насколько сам я — человек»[110][111].

Появляются нетеистические системы (ранний буддизм, даосизм). «В нетеистической системе не существует духовного мира, внешнего человеку или трансцендентного ему, а мир любви, разума, справедливости существует как реальность только потому и лишь в той степени, в какой человек способен развивать эти силы в себе в процессе своей эволюции. С этой точки зрения в жизни нет никакого смысла, кроме того, какой человек придает ей сам; человек абсолютно одинок, если он не помогает другому человеку»[112][113]. И точки зрения строгого монотеизма и нетеистической системы «не должны бороться друг с другом»[113][114].Различие в религиях, системах и учениях лежит также и в различие логических систем, которые положены в их основу. Это Аристотелева логика, которая «ведет к католической церкви, к догме и науке, к открытию атомной энергии»[113][115]. И парадоксальная логика.

«Учителя парадоксальной логики говорят, что человек может постигать реальность только в противоречиях и никогда не может постичь в мысли высшую реальность — единство, Единое само по себе. Это ведет к тому, что человек не должен искать как высшей цели ответа именно в мышлении. Мысль может привести нас только к знанию, что она не может дать нам окончательного ответа. Мир мысли оказывается в плену парадокса. Единственный способ, которым мир в его высшем смысле может быть охвачен, состоит не в мышлении, а в действии, в переживании единства. Так, парадоксальная логика ведет к выводу, что любовь к Богу не познание Бога мыслью, не мысль о собственной любви к Богу, а акт переживания единства с ним»[116][117].

«Это ведет к усугублению значения правильного образа жизни. Все в жизни — всякое мелкое и всякое важное действие — посвящено познанию Бога, но познанию не с помощью правильной мысли, а посредством правильного действия»[118][119].

«В Новое время тот же принцип был выражен Спинозой, Марксом и Фрейдом. В философии Спинозы центр тяжести смещен с правильной веры на правильное поведение в жизни. Маркс утверждал тот же принцип, говоря, что философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Фрейдовская парадоксальная логика привела его к психоаналитической терапии, все углубляющемуся переживанию человеком самого себя»[120][121]. Парадоксальная логика утверждает что «суть не в мысли, а в действии»[122].[121]. Эта установка во-первых ведет к терпимости, во вторых она «ведет к подчеркиванию значения изменения человека в большей степени, чем значения развития догматов, с одной стороны, и науки, с другой»[123].[121].

«Теперь мы можем вернуться к важной параллели между любовью к собственным родителям и любовью к Богу. ребёнок начинает жизнь с привязанности к своей матери „как основе всякого бытия“. Он чувствует беспомощность и необходимость всеобъемлющей любви матери. Затем он обращается к отцу, как к новому центру его привязанности; отец становится руководящим началом мысли и действия. На этой стадии поведение ребёнка мотивировано необходимостью достичь отцовской похвалы и избежать его недовольства. На стадии полной зрелости он освобождается от матери и отца как опекающих и направляющих сил, утверждая в самом себе материнский и отцовский принципы. В истории рода человеческого мы видим — и можем предвидеть наперед — то же развитие: от первоначальной любви к Богу как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к Богу-отцу, — к зрелой стадии, когда Бог перестает быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с Богом, наконец, к той точке, где он говорит о Боге только в поэтическом, символическом смысле.
Из этих размышлений следует, что любовь к Богу нельзя отделить от любви к своим родителям. Если человек не освобождается от кровной привязанности к матери, клану, народу, если он сохраняет детскую зависимость от карающего и вознаграждающего отца или какого-либо иного авторитета, он не может развить в себе более зрелую любовь к Богу; следовательно, его религия такова, какой она была на ранней стадии развития, когда Бог воспринимался как опекающая всех мать или карающий-вознаграждающий отец.
В современной религии мы находим все стадии: от самого раннего и примитивного развития до высшей стадии. Слово „Бог“ обозначает как племенного вождя, так и „абсолютное ничто“. Таким же образом и каждый индивид сохраняет в себе, в своём бессознательном, как было показано З.Фрейдом, все стадии, начиная со стадии беспомощного младенца. Вопрос в том, до какой стадии человек дорос. Одно вполне определённо: природа его любви к Богу соответствует природе его любви к человеку. Действительный характер его любви к Богу и человеку часто остаётся бессознательным, будучи скрыт и рационализован более зрелой мыслью о том, что есть его любовь. Далее, любовь человека, хотя непосредственно она вплетена в его отношения со своей семьей, в конечном счете определяется структурой общества, в котором он живёт. Если социальная структура основана на подчинении авторитету — явному авторитету или анонимному авторитету, допустим рынка и общественного мнения, — его понятие Бога по необходимости оказывается инфантильным и далеким от зрелости»[124][125].

III. Любовь и её распад в современном обществе

IV. Практика любви.

См. также

Ссылки

  • Романов А. Эрих Фромм об искусстве любить

Примечания

  1. Фромм Эрих. Психоанализ и религия. Абзац : «Метод Фрейда — психоанализ сделал возможным самое тонкое и интимное исследование души.»
  2. В. В. Старовойтов. Жизнь и творчество Эриха Фромма Абзац: «Начиная с первой книги…»
  3. В. П. Петров. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. Абзац: «Может ли человек иметь любовь?…».
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». «Глава четвёртая. Критическая критика как спокойствие познавания, или критическая критика в лице г-на Эдгара». Подзаголовок «3) Любовь»
  5. ↑ Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Может ли человек…»
  6. Алекс Бэттлер. О любви, семье и государстве Абзац: «Любопытно, что Фромм в более поздней работе…»
  7. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Приведу еще один пример:…»
  8. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «В ответ Маркс и Энгельс…»
  9. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Важным фактором…»
  10. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку Абзац: «Люди живут не только в объективном мире…»
  11. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Если человек испытывает…»
  12. Эрих Фромм. Искусство любить Абзац: «Итак, что же мы будем…»
  13. Великие мыслители Эрих Фромм (1900—1980) Абзац: «Тема любви к человеку…»
  14. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Эта способность творческого…»
  15. Эрих Фромм. Иметь или быть Абзац: «Когда люди говорят о любви…»
  16. Нагорная проповедь. Входите тесными вратами…
  17. Нагорная проповедь. Потому что тесны врата и узок путь…
  18. Эрих Фромм. Человек для себя. Абзац: «Человек может адаптироваться…»
  19. Клиническая психология. Абзац: «Гуманистическая психология. Идеи Адлера…»
  20. Эрих Фромм. Человек для себя. От абзаца: «В одном индивиде представлен…» до абзаца «Самой поразительной особенностью…» и далее.
  21. Эрих Фромм. Человек для себя. Глава I. Проблема.
  22. Эрих Фромм. Человек для себя. Глава II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить.
  23. Неофрейдисткие концепции. 3. Неофрейдистская концепция Эриха Фромма. Абзац: «Качественно новым и существенно важным этапом…» и далее.
  24. Дмитрий Узланер. Эрих Фромм: гуманистический подход к религии. От абзаца: «Э. Фромм в целом разделял…» и далее.
  25. Эрих Фромм. Человек для себя. Абзац: «Человек может реагировать…».
  26. Встречный ветер. Объемная реальность : Ценностные ориентиры человечества. Абзац: «Эрих Фромм утверждает, что если только…» и далее.
  27. Эрих Фромм. Иметь или быть От абзаца: «Переход от „влюблённости“…» до абзаца: «Одна из основных тем…»
  28. Громыко Александра Николаевна. Почему в семье умирает любовь? Весь текст.
  29. ↑ Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Любовь — это не обязательно…».
  30. Татьяна Горобец. Социальная психология любви. Абзац: «Исходя из направленности любви…».
  31. Долго и счастливо. Ольга Покровская. Абзац: «Часто крушение семейной жизни…».
  32. Силин Владимир Васильевич. Матрица любви XXI века. Абзац: «Согласно Фромму, Любовь — это установка, ориентация характера…».
  33. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. Абзац: «Согласно Э. Фромму, любовь — это установка, ориентация характера…».
  34. Эрих Фромм. Человек для себя. Абзац: «Типы характера: неплодотворные ориентации…».
  35. Философский словарь. Социальный Характер. Абзац: «Суть характера определяется ориентацией…».
  36. Игорь Трухин. Представления о характере вчера и сегодня. Раздел: «Социальные типы характеров».
  37. Игорь Трухин. Представления о характере вчера и сегодня. Примечание 7.
  38. Общая психология. Словарь. Категориальная система психологии. Абзац: «Протопсихологический уровень…». (Проверено 7 августа 2009)
  39. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Природа неэгоистичности…». (Проверено 7 августа 2009)
  40. Курышева Ирина Валерьяновна. Любовь к себе как проявление духовности личности. Абзац: «Любовь — одна из высших, истинных ценностей…».
  41. Трошагин Михаил Иванович. Почему «Маугли» — сказка?. Абзац: «С этого вопроса я начинал…». (Проверено 7 августа 2009)
  42. О любви. maksimka. Абзац: "3. «Истории известны…». (Проверено 7 августа 2009)
  43. Межличностные отношения. От абзаца «С самого рождения…» до абзаца «В диссертации…» (Проверено 7 августа 2009)
  44. Романтическая любовь. Раздел «Когнитивность»
  45. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Итак, что же мы будем иметь в виду…».
  46. Мария Буркова. Пособие для невесты. Абзац: «И это не мифы, а реальность.».
  47. Мария Буркова. О структуре любви. Абзац: «Любовь есть зрелый ответ на проблему…».
  48. Александр Романов. Эрих Фромм об искусстве любить. Абзац: «Говоря о любви, могут возникнуть…».
  49. ↑ Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Является ли любовь…».
  50. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Первый шаг, который …».
  51. Искусство любить. (фрагменты) Эрих Фромм. Предисловие. Абзац: «Утверждение, что любовь — это искусство, а не инстинкт и не дар свыше …».
  52. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Любовь — это активная…».
  53. Сайт А. и А. Лукьяновых. Нелирическое отступление или Ошибка графа Калиостро. Абзац: «Любовь — как утверждает Эрих Фромм, немало времени…».
  54. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Когда мы говорим…».
  55. Самоактуализация. 3. Преодоление дефицита и стремление к развитию — два типа мотивации. Абзац: « Эта внутренняя обоснованность…».
  56. Драган Т. Переживание Я-Мы в интимных отношениях. Абзац: «Стремление к межличностной связи Фромм видит…».
  57. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Во все времена во всех культурах…».
  58. Белик А. А. Психология религии Э. Фромма и А. Маслоу. Абзац: «Значительный вклад в развитие психологии религии…» и далее.
  59. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Единение, достигаемое…».
  60. А.Спиваковская. Психолог размышляет… Абзац: «Любовь — утверждение неповторимого существования…».
  61. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Пассивная форма…».
  62. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. Примечания. Абзац: «Мазохизм — половое извращение…».
  63. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Активная форма…».
  64. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. Примечания. Абзац: «Садизм — половое изгращение…».
  65. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Садист зависит…».
  66. Интернет-клуб «Просвещенная любовь». 4.Недоброкачественная влюбленность — мания. часть 5. Абзац: «Гитлер поступал, прежде всего, как садист…».
  67. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «В противоположность…».
  68. Любовь как высшая ценность. Абзац: «Любовь — величайшая ценность, свойство и право…».
  69. Общая психология. Словарь. Любовь.
  70. Психологический комфорт. Психологический комфорт как условие психического здоровья личности. Абзац: «В докладе Комитета экспертов ВОЗ…».
  71. Эрих Фромм. Искусство любить. От абзаца: «Младенец в момент …» до абзаца «Для большинства детей…».
  72. Мать и отец: две грани единой любви. Абзац: "«Переживание любимости матерью — пассивное…».
  73. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Для большинства детей…».
  74. Психоанализ в афоризмах — О любви. Составитель: Константин Ягнюк. Абзац: «Незрелая любовь говорит…».
  75. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «В конечном счете…».
  76. Красносельский Константин Константинович. Любовь. Абзац: «По мнению Э. Фромма, любовь это…».
  77. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Наиболее „фундаментальный“ вид любви…». (Проверено 7 августа 2009)
  78. Яблонский Эдуард Генрихович. Эрих Фромм и искусство любви. Абзац: « Итак, как было указано выше…».
  79. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Наиболее „фундаментальный“ вид любви…». (Проверено 7 августа 2009)
  80. Биография. Эрих Фромм. Абзац: «Наиболее „фундаментальный“ вид любви…».
  81. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Братская любовь…». (Проверено 7 августа 2009)
  82. ↑ Биография. Эрих Фромм. Абзац: «Братская любовь — это любовь между равными…».
  83. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «И все же любовь…». (Проверено 7 августа 2009)
  84. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Мы уже касались вопроса…». (Проверено 18 августа 2009)
  85. Александр Романов. Эрих Фромм об искусстве любить. Абзац: «Материнская любовь — это безусловное утверждение…».
  86. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Но ребёнок должен…». (Проверено 18 августа 2009)
  87. ↑ Крымский медицинский форум. Возрастная психология. Проблемы воспитания и развития детей.. Абзац: «В противоположность братской и эротической любви, которые…».
  88. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Материнская любовь…». (Проверено 18 августа 2009)
  89. Что такое любовь. Абзац: «Вожделение, естественно…».
  90. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Переживание отчужденности…».
  91. Митрополит Сурожский Антоний. Триодь постная. Притча о страшном суде.(Мф. 25, 31-46) 25 февраля 1979 г. Абзац: «И вот перед нами тот же вопрос…».
  92. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Прежде всего…».
  93. ↑ Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Половое желание…».
  94. ↑ Красносельский Константин Константинович. Любовь. Абзац: «Половое влечение…».
  95. StudentBank. О монографии Эриха Фромма «Искусство любви» — анализ книги. Абзац: «Половое влечение…».
  96. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «В эротической любви…».
  97. Coollady — женский сайт. Любовь, секс. Эротическая любовь. Близость людей. Абзац: «В эротической любви есть некая ограниченность…».
  98. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Принимая во внимание…».
  99. Сергей Самыгин. Любовь Глазами Мужчины. Абзац: «Как правильно отмечают в своих работах…».
  100. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Верны обе точки зрения…».
  101. Сергей Самыгин. Любовь Глазами Мужчины. Абзац: «Интересно, что психологи находят для этих…».
  102. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Теперь мы подошли…».
  103. Ольга Хухлаева. Лекция 6. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка. Абзац: «И с этим положением Э. Фромма хочется…».
  104. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Эта теория природы…».
  105. Любовь к себе и эгоизм: в чем разница?. Абзац: «Эта теория природы эгоизма рождена…».
  106. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Любовь к людям выступает…».
  107. Тамбовский меридиан. Психология. Абзац: «Любовь к кому-то — это сосредоточение и осуществление способности…».
  108. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Развитие рода человеческого…».
  109. Фромм, Эрих. Абзац: «Основу религиозной формы любви…».
  110. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Следующая зрелая идея…».
  111. Фромм, Эрих. Абзац: «Развитие идет дальше…».
  112. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Во всех теистических системах…».
  113. ↑ Биография. Эрих Фромм. Абзац: «Появляются нетеистические системы…».
  114. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Поскольку я говорил…».
  115. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Короче говоря…».
  116. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Я рассмотрел различие…».
  117. Биография. Эрих Фромм. Абзац: «Учителя парадоксальной логики…».
  118. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Это ведет к усугублению…».
  119. Биография. Эрих Фромм. Абзац: «Это ведет к усугублению…».
  120. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «В Новое время…».
  121. ↑ Биография. Эрих Фромм. Абзац: «В Новое время тот же принцип…».
  122. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «С точки зрения парадоксальной…».
  123. Эрих Фромм. Искусство любить. Абзац: «Во-вторых, парадоксальная…».
  124. Эрих Фромм. Искусство любить. От абзаца: «Теперь мы можем вернуться…» включая абзац: «В современной религии…».
  125. Биография. Эрих Фромм. Абзац: «В современной религии мы находим все стадии…».

Tags: Любить себя это тоже искусство а вы умеете любить себя, искусство любить 2011 смотреть онлайн, искусство любить дорама актеры, искусство любить высказывания философов.