biceps-spb.ru

Инновационный проект biceps-spb.ru

Метки: Бернард клервоский доклад, бернард клервоский сущность взглядов, бернард клервоский о благодати и свободе воли, бернард клервоский историография, бернард клервоский сочинения, бернард клервоский 1091-1153, бернард клервоский фото.

Св. Бернард Клервоский,
Георг Андреас Вассхубер

Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis, 1091 Фонтен, Бургундия — 20 или 21 августа 1153, Клерво) — французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво1117 года).

Содержание

Биография

Происходил из знатной семьи, в двадцатилетнем возрасте вступил в цистерцианский орден, где своим подвижничеством приобрёл популярность. В 1115 году Бернард Клервоский основал монастырь Клерво, где стал аббатом. Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших.

Бернард Клервоский придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Активно защищал права папы Иннокентия II против Анаклета II. В свете борьбы против Анаклета II осуждал Рожера II, получившего корону от антипапы, но затем примирился с королём и переписывался с ним. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на церковном соборе 1140 года. Активно боролся с ересью катаров.

Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, в частности под его влиянием на соборе в Труа 1128 года, (возглавляемом Матвеем Альбанским) был принят устав ордена. Вдохновитель второго Крестового похода 1147 года. Содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев, в его память получившие название бернардинцев.

На фоне невыразительных фигур пап того времени (среди которых были и его ученики из Клерво) Бернард Клервоский приобрёл колоссальный авторитет в церковных и светских кругах. Он диктовал свою волю папам, французскому королю Людовику VII. Бернар Клервоский был главным идеологом и организатором второго крестового похода. Он написал первый устав для духовно-рыцарских орденов (устав тамплиеров). Основной добродетелью считал смирение. Целью человеческого существования считал слияние с Богом.

Канонизирован в 1174 году; в 1830 году внесён в число Учителей Церкви.

Вдохновитель крестовых походов в Европу

15 февраля 1145 года коллегия кардиналов избрала аббата Бернардо Паганелли новым римским папой под именем Евгения III. Паганелли был не только тёзкой, но и — с самого начала своего монашества у цистерцианцев — учеником Бернарда Клервоского, с которым он поддерживал «уникально тесные отношения»[1]. Римским папой стал член цистерцианского ордена, который Бернард — влиятельный католический деятель эпохи — сам и создал. Отводя подозрения в том, что Паганелли его протеже, Бернард оставил для историков следующее письмо к кардиналам (номер CCXXXVII):

Прости вас Бог за то, что Вы сделали!.. Вы превратили последнего в первого, и… его новое положение опаснее прежнего… По какой причине или по чьему совету… поспешили вы к простецу, отыскали его в его убежище, вырвали у него из рук топор, кирку или мотыгу и возвели его на престол? [2]

Д. Норвич. Расцвет и закат Сицилийского королевства

Избрание Паганелли папой состоялось, укрепив этим и политическое положение самого Бернарда — учителя папы Римского. Известный случай, когда Бернард назвал уже состоявшегося Папу в письме к нему «нищим из навозной кучи» (номер CCXXXVIII)[2], укладывается в этот же контекст: крепко держа в руках узды управления своим бывшим учеником, Бернард диктовал Евгению III свою политику. Наиболее крупным мероприятием, на котором Бернарду удалось настоять, стал Крестовый поход против славян, развернувшийся на фоне Второго крестового похода.

В начале апреля 1147 года римский папа был у своего учителя в Клерво. Там Бернард убедил Евгения III развернуть вектор крестовых походов с юга на восток, обратив их против язычников Европы, начав, в частности, с вендов. Эту идею римский папа претворил в булле англ. „Divini dispensatione“, которую он подписал в Труа 11 апреля 1147 года[1]. Идею этой буллы, образ действий, который она предлагала крестоносцам в отношении европейцев-язычников в своей миссии, часто выражают лозунгами «крещение или смерть» (фр. La mort ou le baptème, нем. Tod oder Taufe), «уничтожить или обратить в христианство» (фр. Extermination ou Conversion, нем. Vernichtung oder Bekehrung)[3].

Примечания

  1. ↑ The popes and the Baltic crusades, 1147–1254. — Brill, 2007. — Vol. 26. — P. 31. — ISBN 9004155023
  2. 1 2 Норвич, Джон Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130-1194. — Москва: Центрполиграф, 2005. — С. 121. — 399 с. — ISBN 5-9524-1752-3
  3. Louis Hansoul. Le Credo, un champ de ruines?

Литература

  • Бернард Клервоский // Православная энциклопедия. Том IV. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 670-676. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-009-9
  • Штёкль, А. История средневековой философии. — СПб.: Алетейя, 1996.
  • Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.

Ссылки

  • Письма Бернарда Клервоского против Петра Абеляра
  • Opera omnia Sancti Bernardi Claraevallensis (Полное собрание трудов св. Бернарда Клервоского)
  • Первое научное издание избранных трудов св. Бернарда на русском языке
  • Бульст-Тиле М.Л. Влияние св. Бернара Клервосского на формирование ордена тамплиеров. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 14 июля 2012.



Tags: Бернард клервоский доклад, бернард клервоский сущность взглядов, бернард клервоский о благодати и свободе воли, бернард клервоский историография, бернард клервоский сочинения, бернард клервоский 1091-1153, бернард клервоский фото.